Наши сайты

ОПРОС

  1. Кто, на Ваш взгляд, должен оплачивать убытки фирмы за неправомерно блокированные счета:

Новости

Управление финансами

Постановка системы бюджетирования на предприятии


1. Определение стратегии предприятия, выделение ключевых целей


Система бюджетирования должна идти параллельно стратегии предприятия. Плановые показатели представляют собой измерители, с которыми мы сравниваем фактические данные. Результатом сравнения становится точная оценка нашей близости к поставленным целям. Но если цель не задана, то само по себе планирование не несет никакой ценности.


2. Определение ключевых показателей – измерителей достижения целей


За определением целей  следует выделение ключевых показателей  эффективности деятельности. Сравнение плановых и фактических данных по таким показателям позволит нам понять, на верном ли мы пути к достижению поставленных целей, и какие действия необходимы, чтобы скорректировать будущий финансовый результат.  


В качестве примера можно привести план продаж – оценивая его фактическое исполнение на текущую дату, мы можем спрогнозировать итоговую выручку на конец месяца и размер переменных затрат. В этом случае, если финансовый результат не удовлетворяет нашим ожиданиям, мы можем оптимизировать часть затрат для того, чтобы скорректировать величину прибыли в большую сторону.


3. Формирование финансовой структуры предприятия, выделение ЦФО


Важную роль в постановке системы бюджетирования играет правильное определение ЦФО, их видов и иерархии. В целом, выделяют пять видов ЦФО: центр прибыли, центр маржинального дохода, центр выручки, центр затрат и центр инвестиций. Определение вида происходит исходя из того, за что отвечает центр финансовой ответственности. К примеру, отдел продаж, управляющий системой скидок для клиентов самостоятельно, может быть определен как Центр маржинального дохода, в то время как бухгалтерия, как правило, является центром затрат.  


Верно построенная финансовая структура позволяет настроить слаженную работу всего предприятия и исключить ситуации «перетягивания каната» между разными подразделениями.


4. Формирование бюджетной структуры предприятия


Бюджетная структура представляет собой полный перечень бюджетов компании и определенный порядок их формирования. Здесь необходимо определить виды бюджетов, которые будут использоваться на предприятии: функциональные, операционные, бюджеты по инвестиционной деятельности и др. Также следует обозначить состав бюджетов – например, если речь идет об операционном бюджете ЦФО ИТ- отдела, необходимо наполнить его теми статьями, которые будут иметь смысл именно для этого подразделения.


Важно определить порядок  составления бюджетов, особенно, если плановые данные одного ЦФО напрямую зависят от данных другого. На выходе из этого этапа в компании должен появиться регламентированный бизнес-процесс сбора данных бюджетирования с разработанными формами бюджетов. 

5. Разработка управленческой учетной политики предприятия и форм отчетности


В зависимости от текущей  ситуации в компании, этап разработки управленческой отчетности может занимать различное место в построении бюджетной системы. В новой компании учетная политика ставится «с нуля». Если же бюджетирование внедряется на действующем предприятии, необходимо проанализировать текущую операционную систему на предмет соответствия предполагаемым разрезам планирования.


6. Разработка регламентных документов и положений по бюджетированию


Основная функция разработки регламентов и положений –  сформировать у каждого пользователя системы четкий алгоритм действий с конечным результатом. Когда сотрудник видит перед собой цель и свое место в построенной системе он выполняет свою работу более эффективно, а процесс бюджетирования превращается из «навязанной дополнительной работы» в осмысленный процесс планирования своего труда.


Регламентация процесса служит  источником понимания всего бюджетного процесса, позволяет упорядочить  и отладить работу между подразделениями  предприятия.


7. Автоматизация системы бюджетирования


Большинство компаний начинают автоматизацию учета с электронных  таблиц Excel. Однако, когда речь заходит о формировании нескольких видов бюджета и сведении их в единую форму, о многопользовательской работе, об оперативном план-фактном анализе, широкой управленческой аналитике, возможности перегруппировывать отчеты в различные формы, хранении истории изменений и безопасности данных - электронные таблицы становятся непригодными, так как не поддерживают ни одну их перечисленных функций.


Завершающим шагом постановки системы бюджетирования должна быть автоматизация процесса. Только интеграция системы планирования с учетной системой позволит оперативно отслеживать все изменения и порождающие их факторы, проводить полноценный план-фактный анализ, выводить отчеты разного уровня, оперативно проводить бюджетный контроль по статьям и вести многосценарное планирование.


Автоматизация бюджетного процесса является логическим завершением постановки системы планирования на предприятии и открывает новые возможности для эффективного использования ресурсов, выявления потенциалов для роста компании и повышения ее капитализации. Примеры автоматизации бюджетирования.