Наши сайты

ОПРОС

  1. Кто, на Ваш взгляд, должен оплачивать убытки фирмы за неправомерно блокированные счета:

Новости

Фабрика идей

Проверки

Есть ли банковская тайна от налоговиков?

11.02.2013

Александр Пяткин

Порядок взаимодействия банков и налоговых органов в части представления сведений, составляющих банковскую тайну, является предметом многочисленных дискуссий. Информация о счетах клиентов банка подпадает под режим банковской тайны. Однако налоговые органы в ходе проведения мероприятий налогового контроля могут получать от банков данную информацию. Право налоговых органов требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, а также инкассовых поручений налоговых органов о списании со счетов перечисленных субъектов сумм налогов, пеней и штрафов закреплено в подпункте 11 п. 1 ст. 31Налогового кодекса Российской Федерации (НК РК) .

Режим банковской тайны

Согласно ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Данные, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также  в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, установленных законом.

В силу ст. 26 Федерального закона от 02.12.90 № 395-I «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках и банковской деятельности) справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией налоговым органам  в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.

Банковскую тайну составляет следующая информация:

— сведения о счетах, в том числе депозитных, открытых клиентами в кредитной организации (то есть сам факт наличия или отсутствия счета или вклада лица в кредитной организации);

— сведения об операциях по счетам и вкладам клиента (в рассматриваемом случае имеются в виду не банковские операции в соответствии со ст. 5 Закона о банках и банковской деятельности, а операции по счету согласно ст. 848 ГК РФ);

— сведения о клиенте кредитной организации (то есть любая информация о клиенте, сообщенная им кредитной организации, с момента получения такой информации);

— иные сведения, отнесенные кредитной организацией к сведениям, составляющим банковскую тайну.

Определяя нормативно-правовую базу, необходимую для исследования обозначенной проблематики, нужно упомянуть п. 3 мотивировочной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2004 № 453-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Акционерный коммерческий банк «Энергобанк» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем первым пункта 3 статьи 7 закона российской федерации «О налоговых органах российской федерации», пунктом 2 статьи 86 и пунктом 1 статьи 135.1 Налогового Кодекса Российской Федерации».

В данном пункте указано следующее: оспариваемые положения налогового законодательства Российской Федерации, закрепляющие право налоговых органов требовать от банка необходимые справки и документы по счетам и операциям клиентов при наличии мотивированного запроса, а также ответственность банка за отказ в предоставлении указанных в запросе сведений, имеют под собой объективные и не противоречащие Конституции Российской Федерации основания.

 

Толкование и применение п. 2 ст. 86 НК РФ

Трудности в правоприменительной практике возникают при толковании положений ст. 86 и 93.1 НК РФ, используемых налоговымм органами для истребования информации о клиентах у кредитных организаций, в совокупности с вышеизложенными  правовыми нормами.

Согласно п. 2 ст. 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Налоговые органы вправе запросить у банков подобные справки и выписки в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей). Вышеуказанная информация может быть запрошена налоговым органом после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия решения о приостановлении операций по счетам или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя).

Таким образом, законодатель установил три самостоятельных случая, когда данная информация может быть запрошена налоговым органом в порядке п. 2 ст. 86 НК РФ:

при проведении мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей);

после вынесения решения о взыскании налога;

в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя).

Кроме того, следует учитывать, что в отличие от ст. 93.1 НК РФ в порядке ст. 86 настоящего Кодекса может быть истребован ограниченный перечень документов, а именно: справки о наличии счетов в банке, сведения об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей)[1].

Формы запросов, направляемых налоговыми органами в банки согласно п. 2 ст. 86 НК РФ, утверждены приказом ФНС России от 05.12.2006 № САЭ-3-06/829@ «Об утверждении Порядка направления налоговым органом запросов в банк о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) и форм соответствующих запросов».

Запросы о предоставлении упомянутых справок и выписок должны направляться налоговыми органами в банки исключительно по формам, утвержденным настоящим приказом[2]. Мотивировочная часть запроса заполняется в строгом соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ и вышеуказанным приказом. В этой части запроса не допускается указывать такие основания, как: отсутствие налогоплательщика по месту нахождения (месту жительства), непредставление налоговой декларации, невыполнение требования об уплате налога, и иные обстоятельства, не предусмотренные п. 2 ст. 86 НК РФ.

Банки обязаны представлять соответствующую информацию в налоговые органы по форме и в порядке, установленным приказом ФНС России от 30.03.2007 № ММ-3-06/178@ «Об утверждении Порядка представления банками информации о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, об операциях на счетах по запросам налоговых органов и соответствующих форм справок и выписки». В случае представления банком в налоговый орган информации по форме, отличной от установленной данным приказом, запрос налогового органа не может считаться исполненным.

 

Особенности толкования и применения ст. 93.1 НК РФ в сравнении с п. 2 ст. 86 настоящего Кодекса

Согласно ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у них лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента), эти документы (информацию).

В ст. 1 Закона о банках и банковской деятельности кредитные организации (в том числе банки) определены как юридические лица. Значит, банки относятся к иным лицам, располагающим документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), и налоговые органы при истребовании документов (информации) в порядке, предусмотренном ст. 93.1 НК РФ, вправе требовать их, в частности, от банков как юридических лиц. Отдельного законодательного закрепления данного права налоговых органов не требуется.

Следует отметить, что перечень истребуемых в порядке ст. 93.1 НК РФ документов не ограничен в отличие от ст. 86 настоящего Кодекса.

Кроме того, в порядке ст. 93.1 НК РФ можно истребовать документы, связанные с открытием и ведением счетов клиентов (договор, карточки образцов подписей), по ведению паспортов сделок и др. Дело в том, что, открывая счет в банке, организация вступает с ним в договорные отношения на возмездной основе и соответственно является не только клиентом банка, но и его контрагентом по расчетно-кассовым операциям.

Предусмотренная п. 2 ст. 86 НК РФ обязанность банков выдавать справки и выписки по счетам их клиентов является самостоятельной и не связана с истребованием у налогоплательщиков (в том числе банков) документов при проведении в отношении них мероприятий налогового контроля (ст. 93 и 93.1 НК РФ).

Рассмотрим особенности толкования норм ст. 86, 93.1 НК РФ на примере конкретной ситуации. Так, налоговый орган, сделав в банк запрос в порядке п. 2 ст. 86 НК РФ, просит банк предоставить сведения (о движении денежных средств с указанием содержания операции, контрагентов, их ИНН и КПП), касающиеся одного хозяйствующего субъекта (контрагента) в связи с проведением мероприятий налогового контроля (выездной налоговой проверки) в отношении другого хозяйствующего субъекта.

Поскольку мероприятия налогового контроля, проводимые налоговым органом, касаются иного лица (а не клиента банка), банк отказывает налоговой инспекции в предоставлении сведений, ссылаясь на ст. 857 ГК РФ о гарантировании клиенту банка сохранения банковской тайны. В связи с неисполнением запроса налоговой инспекции последняя привлекает банк к налоговой ответственности по п. 1 ст. 135.1 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 10 тыс. руб. за непредставление сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Правомерны ли действия налогового органа в данной ситуации?

Согласно ст. 135.1 НК РФ непредставление банком в налоговый орган справок по операциям и счетам в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб.

Таким образом, ст. 135.1 НК РФ устанавливает ответственность банка за непредставление им справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган в порядке п. 2 ст. 86 настоящего Кодекса. Это следует из прямого указания, содержащегося в данной норме. Соответственно за нарушение банками положений какой-либо другой статьи они не могут быть привлечены к ответственности по ст. 135.1 Кодекса.

Иными словами, к ответственности по вышеназванной статье Кодекса банк может быть привлечен в случае непредставления им в налоговый орган справок (выписок) по операциям и счетам клиентов банка по мотивированному запросу налогового органа, оформленного согласно ст. 86 НК РФ при проведении мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций — клиентов банка.

Итак, если исходя из анализа материалов конкретного дела очевидно, что налоговый орган проводит выездную налоговую проверку в отношении одного хозяйствующего субъекта, а информацию в порядке п. 2 ст. 86 НК РФ запрашивает в отношении другого хозяйствующего субъекта, то банк не может быть привлечен к ответственности согласно ст. 135.1 НК РФ[3].

Нужно учитывать, что налоговый орган имеет законодательно закрепленную возможность истребовать у банка необходимые сведения непосредственно в отношении проверяемого хозяйствующего субъекта на основании ст. 93.1 НК РФ.

Следовательно, в подобной ситуации требования банка о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 135.1 НК РФ подлежат удовлетворению


[1]           Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.09.2005 № А33-8599/05-Ф02-4289/05-С1 и № А33-8600/05-Ф02-4279/05-С1.

[2]           Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.05.2008 по делу № А56-29664/2007.

[3]           Постановления ФАС Северо-Западного округа от 08.05.2008 по делу № А56-29664/2007, от 21.03.2008 по делу № А56-34904/2007; ФАС Волго-Вятского округа от 01.09.2008 по делу № А79-2158/2008.


Обсудить на форуме