Наши сайты

ОПРОС

  1. Кто, на Ваш взгляд, должен оплачивать убытки фирмы за неправомерно блокированные счета:

Новости

Фабрика идей

Налоги

Налоговый учет расходов на маркетинговые исследования

04.04.2013

Александр Понамарев

Расширение производства, выпуск новой продукции, проникновение на новые рынки сбыта должны основываться на предварительном тщательном изучении конъюнктуры рынка. Расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг), относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, что предусмотрено подпунктом 27 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).


Расходы на текущее изучение конъюнктуры рынка должны соответствовать критериям, приведеннымв п. 1 ст. 252 НК РФ. Прежде всего результаты проведенных маркетинговых исследований должны  использоваться в хозяйственной деятельности предприятия (постановление ФАС Московского округа от 02.09.2010 № КА-А40/9987-10 по делу № А40-126047/09-142-914).
Проиллюстрируем вышеуказанное на следующем примере из арбитражной практики – постановлении ФАС Северо-Западного округа от 11.07.2011 по делу № А13-415/2010.  Предприятие понесло расходы на маркетинговые исследования рынка удобрений. Налоговый орган посчитал, что отчеты по исследованию рынка содержали общую информацию и не соответствовали критериям актуальности, полученные сведения  повторялись из отчета в отчет, в результате они  не могли использоваться  в коммерческих целях. Налоговая инспекция пришла к выводу о том, что расходы налогоплательщика на приобретение информационных услуг были необоснованно завышены в связи с созданием искусственного документооборота.
Однако суд отметил, что налоговый орган не доказал необоснованность понесенных предприятием затрат на маркетинговые услуги. Предприятие заключило договор на проведение маркетинговых исследований. В результате исполнитель оказал заказчику информационные услуги, связанные с реализацией на мировых рынках продукции, выпускавшейся организацией и другими аналогичными производителями данного вида продукции. Исследования были проведены в следующих направлениях: структура мирового рынка: мировое производство, динамика цен, импорт, экспорт, мировое потребление и перспективы его развития; прогноз конъюнктуры рынка. Результатом работы стали отчеты о проведенных исследованиях.
В проверявшийся период предприятие осуществляло производство химических соединений, в том числе минеральных удобрений (карбамида), занималось оптовой и розничной торговлей, вело внешнеэкономическую деятельность. Данные обстоятельства подтверждали связь понесенных налогоплательщиком расходов на маркетинговые услуги с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.
По другому делу арбитражный суд установил, что одним из видов деятельности фирмы являлась оптовая и розничная торговля нефтепродуктами.  Договор на оказание маркетинговых услуг был заключен с  целью повышения эффективности деятельности фирмы путем изучения рынка нефтепродуктов, их продажи через сеть оптовой и розничной торговли, более рационального использования капитала при строительстве АЗС. Позиция суда приведена в постановлении ФАС Центрального округа от 15.12.2010 по делу № А14-3224/2010/98/28, определении ВАС РФ от 22.04.2011 № ВАС-4498/11 по делу № А14-3224/2010-98/28.
В иной ситуации на основании исследований было улучшено планирование производства компании с учетом сезонности спроса на продукцию, был изменен ассортимент товаров, разработан бизнес-план по расширению производства стерилизованного молока, заключен новый договор, в производство внедрены новые рецептуры, увеличен экспорт продукции.
Налогоплательщик выполнил все требования, необходимые для отнесения затрат по оплате маркетингового исследования в состав расходов в целях исчисления налогооблагаемой прибыли, а именно, доказал факт оказания услуг, связь произведенных расходов с основной деятельностью и их направленность на получение дохода.
Доля затрат компании по исследованию конъюнктуры рынка по отношению к прямым расходам составила 1,02 %, что позволило  суду признать неубедительными доводы налоговой инспекции о чрезмерности или несоразмерности произведенных расходов (определение ВАС РФ от 20.02.2009 № ВАС-13774/08 по делу № А62-2212/2007).
В своих решениях суды подчеркивают, что привлечение сторонних организаций для оказания маркетинговых услуг экономически оправдано только в  случае, если оно приведет налогоплательщика к реальному сокращению издержек производства или увеличению прибыли. Например, компания оплатила услуги по маркетинговому исследованию рынка шерсти как в России, так и за рубежом. В рамках проекта были  выработаны рекомендации по увеличению объема сбыта шерсти, в частности были разосланы коммерческие предложения, образцы производимой продукции, собраны требования покупателей по ее качеству, проведены переговоры, касающиеся  возможности поставок шерсти. Учитывая, что торговля, закупка и обработка шерсти являлись основным видом деятельности налогоплательщика, изучение конъюнктуры рынка с учетом технических характеристик товара было необходимо для поиска продавцов и покупателей, то суд счел такие расходы  экономически оправданными, так как  в результате маркетинговых исследований  были привлечены покупатели, которым и была реализована шерсть (постановление ФАС Поволжского округа от 20.03.2008 по делу № А65-17889/06).
В другой ситуации проведенные исследования позволили организации оценить правильность определения ассортимента товаров, представленных для потребителей в магазинах,  установить порядок их расположения в разных секторах торговой площади. Следовательно, расходы налогоплательщика были экономически оправданными. Данный вывод сделан в постановлении ФАС Московского округа от 01.04.2009 № КА-А40/2222-09-2 по делу № А40-28847/08-129-84.
Одним из весомых аргументов в пользу обоснованности расходов на маркетинговые исследования является заключение договоров с новыми покупателями, выпуск новой продукции, увеличение суммы доходов.
Так, предприятие заключило договор об оказании информационных услуг по изучению и анализу рынка услуг,  содействию сбыту производимой налогоплательщиком продукции, осуществлению поиска возможных партнеров по коммерческой деятельности. С некоторыми из изученных консультантами контрагентов предприятие впоследствии заключило договоры на поставку продукции. Таким образом, суд признал, что спорные затраты были экономически обоснованы (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.06.2006 по делу № А43-20521/2005-36-747).
Компания заключила договор на оказание услуг по анализу и исследованию рынка энергетических, витаминизированных и обогащенных напитков с целью определения потребительского спроса на эти напитки, перспектив дальнейшего развития рынка, состава напитков данной группы, а также анализа ингредиентов, необходимых для их производства.
Производство энергетических, витаминизированных и обогащенных напитков являлось одним из видов деятельности компании. Проведенные исследования позволили компании увеличить объем реализации производимых им энергетических напитков на 24,3 %, а также принять решение о выпуске новых напитков.  Следовательно, расходы по оплате исследований могли считаться  экономически оправданными (постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.09.2007 по делу № А66-1154/2007).
В соответствии договором налогоплательщик обязался оплатить маркетинговые исследования рынка продаж товаров для детей. Результаты проведенного исследования позволили организации правильно определить ассортимент и количество продукции, подлежавшей реализации, организовать продвижение товаров на рынке, осуществить поиск рынков сбыта и способов распространения продукции, определить критический объем продаж и пороговую цену реализации, выбрать правильную ценовую политику. Данные выводы были сделаны в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2010 № 09АП-11502/2010-АК по делу № А40-126047/09-142-914, постановлении ФАС Московского округа от 02.09.2010 № КА-А40/9987-10 по делу № А40-126047/09-142-914.
В ряде случае маркетинговые исследования необходимы не только для разработки текущих планов, но и для анализа перспектив развития предприятия. На основе отчетов маркетологов  составлялись  собственные аналитические отчеты в сравнении с данными по отрасли в целом, что позволяло  принимать управленческие решения. Позиция суда приведена в постановлении ФАС Московского округа от 27.11.2009 № КА-А40/11724-09 по делу № А40-93483/08-80-369.


Обсудить на форуме