Наши сайты

ОПРОС

  1. Кто, на Ваш взгляд, должен оплачивать убытки фирмы за неправомерно блокированные счета:

Новости

Фабрика идей

Налоги

Конфеты, ручки, календари...

08.01.2015

Денис Дунин

Многие компании, уделяющие должное внимание имиджу, имеют обыкновение заказывать и распространять сувенирную продукцию со своей символикой. Особенно это актуально перед новым годом, когда в массовом порядке раздариваются ежедневники, календари и т.п. Отсюда естественным образом следует вопрос о правомерности и порядке признания расходов на приобретение таких товаров для целей исчисления налога на прибыль.

Основания для признания расходов

Игрушки, календари, ежедневники, ручки и даже конфеты с логотипом фирмы приобретаются последней для рекламы, а также в представительских целях. Причем расходы на рекламу учитываются при налогообложении в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании положений подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ. Признание представительских расходов производится, в свою очередь, в соответствии с подп. 22 п. 1 ст. ст. 264 НК РФ. В каждом конкретном случае основание для принятия к налоговому учету рассматриваемых затрат подбирается, принимая во внимание следующие обстоятельства.

Реклама

Раздача сувенирной продукции с логотипом может быть признана для целей налогообложения рекламой только при условии, что товары с символикой вручаются неопределенному кругу лиц. Такова позиция налоговиков, выраженная, например, в письме УФНС России по г. Москве от 30 апреля 2008 года № 20-12/041966.2. Собственно передача сувениров может производиться на выставках, ярмарках и иных мероприятиях аналогичного характера.

В то же время по подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ для целей налогообложения принимаются только рекламные расходы, отвечающие требованиям п. 4 ст. 264 НК РФ. В частности, данная норма позволяет учитывать при формировании налоговой базы расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях. Однако при этом нельзя исключить споры с фискалами.

Дело в том, что в налоговом законодательстве расходы на участие в выставках, ярмарках и т.п. не конкретизированы. Пользуясь данным обстоятельством, налоговики полагают, что к подобным затратам правомерно относить лишь издержки на оплату вступительных взносов, разрешений для участия в мероприятиях, услуг организаторов (см. письма УФНС России по г. Москве от 19 ноября 2004 года № 26-12/74944 и УМНС России по г. Москве от 17 мая 2004 года № 26-12/33213).

С другой стороны, из арбитражной практики следует, что любые расходы, связанные с участием в экспозициях, могут быть учтены при налогообложении. Об этом, в частности, упоминается в Постановлениях ФАС Московского округа от 16 марта 2009 года № КА-А40/1402-09, ФАС Северо-Западного округа от 02 февраля 2006 года и ФАС Волго-Вятского округа от 13 января 2005 года № А43-1729/2004-32-152.

Для тех, кто не хочет судиться с инспекцией, существует, на наш взгляд, и более надежный вариант. Ведь по п. 4 ст. 264 НК РФ предусматриваются также расходы на «иные виды рекламы». Основываясь на указанном положении, можно без вопросов со стороны налоговиков признать затраты на товары с логотипом. Однако в этом случае следует иметь в виду, что подобные расходы учитываются для целей налогообложения в пределах норматива, установленного в размере 1-го процента от выручки компании.

Представительские расходы

В отличие от рекламных затрат к предъявительским относятся расходы в виде стоимости сувенирных товаров с символикой фирмы, распространяемых среди ее деловых партнеров. Соответственно, ни о каком неопределенном круге лиц здесь речи быть не может.

Порядок признания представительских расходов для целей исчисления налога на прибыль установлен положениями п. 2 ст. 264 НК РФ. По упомянутой норме все без исключения представительские расходы признаются в налоговом учете в сумме, не превышающей 4-х процентов от величины расходов на оплату труда за соответствующий отчетный (налоговый) период.

Заключительные положения

В заключении обозначим некоторые нюансы, важные с точки зрения признания затрат на сувенирную продукцию, распространяемую в рекламных целях или для представительских нужд. Так, наличие логотипа (символики) должно быть подтверждено документально. Например, отражено в отгрузочных документах поставщика сувенирной продукции или в договоре поставки. Ведь если распространяемые безвозмездно товары никак не связаны с компанией через ее логотип и (или) иную символику, то их стоимость не должна учитываться для целей налогообложения (п. 16 ст. 270 НК РФ).

Кроме того, процедура списания сувенирных товаров имеет свои особенности. Рекомендуется оформлять подобные операции при помощи акта, утверждаемого руководителем фирмы. Стандартная форма указанного документа отсутствует. Однако ее можно разработать самостоятельно и утвердить приказом как неотъемлемую часть учетной политики компании по налогу на прибыль.

Департамент аудита и консалтинга 

Компания «Первый БИТ» («1С: Бухучет и Торговля») 

Центральный офис (г. Москва)

audit@1cbit.ru


Обсудить на форуме