Наши сайты

ОПРОС

  1. Кто, на Ваш взгляд, должен оплачивать убытки фирмы за неправомерно блокированные счета:

Новости

Фабрика идей

Бухгалтерский учет

Контроль бухгалтерского учета

04.11.2014

Денис Дунин

Проверка состояния учета – задача актуальная для каждого практикующего бухгалтера. Кроме того, если счетный работник только вступает в должность, ему необходимо при приемке дел знать насколько добросовестно вели учет ранее. Ведь в противном случае на такого специалиста ляжет ответственность за ошибки предшественника.

Методика проверки

Для того, чтобы оценить, в каком состоянии пребывают учетные регистры, можно, конечно, вновь проконтролировать отражение в учете всех операций, связанных с финансово – хозяйственной деятельностью фирмы. Однако в большинстве случаев эта процедура нереализуема в силу свой запредельно высокой трудоемкости.

Поэтому, как вариант, мы предлагаем производить такую проверку при помощи экспресс – метода, основанного, в частности, на формальных требованиях. Данные требования обусловлены нормами действующего законодательства, общими правилами отражения хозопераций для целей бухгалтерского и налогового учета, положениями учетной политики компании и здравым смыслом.

В то же время мы не утверждаем, что представляемый подход может быть без уточнения распространен на все возможные варианты экономической деятельности. Так, предполагается, что проверяемая фирма занимается торговлей, производством, оказанием услуг, поскольку перечисленные виды деятельности встречаются в подавляющем большинстве случаев. Отражаемые операции могут осуществляться как в отечественной, так и в иностранной валюте. Учет ведется на коммерческом плане счетов. Система налогообложения – общая. При «упрощенке» - некоторые из нижеперечисленных процедур неактуальны. И наконец, для конкретики будем считать, что для автоматизации учетной работы применяется программа «1С».

Контрольные процедуры

Для того, чтобы оценить состояние информационной базы с точки зрения наиболее значимых требований к бухгалтерскому и налоговому учету, бухгалтер может выполнить следующее.

Учетная политика. Параметры учетной политики, установленные в программе, должны отвечать положениям Приказов по предприятию «О принятии учетной политики» на соответствующие периоды. Если в течение периода в параметры учетной политики вносились изменения, документы периода, включая закрытие месяца, должны быть перепроведены. Впрочем программа об этом сама напомнит.

Уставный капитал. Практика показывает, что бывают случаи, когда бухгалтеры не начисляют уставный капитал. Ведь, по их мнению, это не влияет на показатели налоговой отчетности. Подобные ошибки подлежат обязательному исправлению. Кроме того, бухгалтер обязан проконтролировать размер и структуру (доли участников) уставного капитала на соответствие учредительным документам, в том числе по мере внесения в них изменений.

Запасы. Очевидно, что на счетах 10 «Материалы», 41 «Товары» и т.д. не должно быть отрицательных остатков. Причем оборотно – сальдовая ведомость в этом смысле даже по субсчетам может иметь вполне пристойный вид. Между тем нельзя исключить, что так называемое «красное сальдо» будет выявлено по отдельным позициям номенклатуры. По этой причине настоятельно рекомендуем анализировать оборотно – сальдовые ведомости по каждому такому счету с группировкой по всем установленным аналитическим признакам.

Накладные расходы. Такие счета как 25 «Общепроизводственные расходы», 25 «Общехозяйственные расходы» и 44 «Расходы на продажу» ежемесячно закрываются. Если на указанных счетах сохраняются остатки, нужно выяснить причины этого и при необходимости устранить их.

Касса и расчеты с подотчетными лицами. Определенное представление о состоянии кассовой дисциплины дает проверка счета 50 «Касса» по следующим направлениям:

- соблюдение лимита остатка денег в кассе;

- соблюдение лимита расчета наличными с контрагентами;

- соблюдение правил нумерации кассовых документов (ПКО, РКО);

- соблюдение требований к расчетам с подотчетными лицами: выдача денег только после отчета по ранее полученным суммам, отсутствие передач подотчетных сумм от одного лица другому, выдача по отчет только сотрудникам организации.

Заметим, что произвести вышеперечисленные проверки можно автоматизированным способом. Для этого в «1С» существует полезная обработка «Экспресс – проверка ведения учета», которую нужно только правильно настроить (указать, что подлежит контролю, ввести значения лимитов).

Порядок расчетов с подотчетными лицами регламентируется также локальными нормативными актами предприятия. Так, приказами руководства компании определяется список сотрудников, имеющих право получать средства под отчет, устанавливается срок, в течение которого означенные сотрудники обязаны отчитаться за выданные им суммы. Информационная база, в свою очередь, позволяет в автоматизированном режиме произвести проверку вышеупомянутых условий.

Банковские счета. Балансовые счета 51 «Расчетные счета» и 52 «Валютные счета» проверяются на соответствие банковским выпискам в разрезе всех открытых счетов. Здесь вы будете проверять не только себя, но и обслуживающие вас банки. Это весьма полезно, поскольку на практике нередки случаи, когда от банковских организаций поступают некорректные данные о движениях по счетам.

Купля – продажа валюты. Операции купли – продажи иностранной валюты осуществляются с использованием счетов 57.02 «Покупка иностранной валюты» и 57.22 «Реализация иностранной валюты». Механизм означенных операций предусматривает, что на момент их завершения упомянутые выше субсчета закрываются путем выявления и списания курсовых разниц. Таким образом, при отсутствии незавершенных операций купли-продажи валюты ненулевые остатки на счетах 57.02, 57.22 – сигнал об ошибке.

Расчеты с контрагентами. Для учета расчетов с контрагентами предназначены два балансовых счета:

- счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

- счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Согласно установленным требованиям расчеты по авансам выданным (полученным) учитываются обособленно. Для этого по методике «1С» применяются специально выделенные субсчета. Вместе с тем мы знаем, что после выполнения обязательств по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг счет учета расчетов по авансам должен быть закрыт по соответствующей аналитике.

Таким образом, недопустимо одновременное наличие остатков по субсчету 60.01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и по субсчету 60.02 «Расчеты по авансам выданным» в отношении одного и того же договора с поставщиком. Аналогичное условие справедливо и в части расчетов с покупателями и заказчиками.

Невыполнения данных требований свидетельствует об ошибках в учете расчетов с контрагентами. Исправление подобных недостатков в большинстве случаев может быть осуществлено путем перепроведения документов оплаты и поступления (реализации) товаров, работ, услуг по соответствующим договорам.

В программе «1С» состояние расчетов с контрагентами легко проверить при помощи отчетов «Задолженность поставщикам» и «Задолженность покупателей» с установленной группировкой по договорам. Если все правильно, ненулевое значение остатка может наличествовать лишь в одной из колонок: «Долг» или «Аванс».

Расчеты по налогам и взносам. Остатки на субсчетах по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» в отношении начисления (уплаты) собственно налогов, сборов и взносов должны соответствовать действительности. В частности, для контроля расчетов по обязательному социальному страхованию и пенсионному обеспечению могут быть приняты во внимание значения задолженностей, отраженные в отчетах «4-ФСС» и «РСВ-1». Также в этой связи полезно проанализировать акты сверки расчетов с ИФНС и фондами.

По пеням и штрафам остатков, как правило, быть не должно. Либо бухгалтер обязан иметь точное представление, почему такие остатки существуют. Здесь нужно иметь в виду, что на практике распространена ошибка, когда списание с расчетного счета штрафов или пеней отражается в учете, а соответствующие начисления при этом не делаются.

Расчеты по оплате труда. Начисление и выплата зарплаты во многих не слишком крупных компаниях организованы весьма просто. В расчетном месяце производится начисление зарплаты и НДФЛ, а в следующем – делается выплата из кассы и (или) перечисление на банковские счета сотрудников. В таком случае остаток на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» на конец расчетного месяца должен соответствовать сумме к выплате по платежным ведомостям за данный месяц. Если же выплата производится в месяце начисления, что часто бывает в конце года, то остаток отсутствует.

Продажи, расходы, прибыль. Учет на синтетических счетах 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки», субсчетах к ним регламентирован известной инструкцией. В частности, данный документ устанавливает правила закрытия вышеуказанных регистров как ежемесячно, так и в конце года (реформация).

На основе упомянутых правил «1С» обеспечивает автоматическое закрытие этих счетов. Вместе с тем, по нашему мнению, после закрытия каждого периода бухгалтер должен по оборотно – сальдовым ведомостям контролировать соблюдение установленных требований. Дело в том, что в силу различных обстоятельств при закрытии очередного периода могут быть получены некорректные результаты, которые подлежат выявлению и исправлению.

ПБУ 18/02. Компании, применяющие согласно принятой учетной политике Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, должны действовать в соответствии с нормами данного документа. Общим требованием ПБУ 18/02 является соблюдение соотношения:

БУ = НУ + ПР + ВР,

где:

БУ – значение показателя для целей бухгалтерского учета;

НУ – значение показателя для целей налогового учета;

ПР – величина постоянных разниц;

ВР – величина временных разниц.

Проверку вышеприведенного условия удобно производить при помощи средства «Анализ состояния налогового учета по налогу на прибыль». Этот отчет позволяет легко выявить показатели доходов и расходов, по которым формула нарушается, а также выявить документы, послужившие причиной ошибок.

В зависимости от размера конкретной организации и количества производимых в ней хозопераций большинство из вышеперечисленных процедур рекомендуется выполнять ежемесячно или ежеквартально после закрытия периода. Вместе с тем отражение уставного капитала и учетную политику, на наш взгляд, можно контролировать реже: ежегодно и по необходимости.

Заключение

Как уже отмечалось, представляемые рекомендации по ведению учета актуальны в рамках заранее оговоренных условий. По этой причине бухгалтеру, проявившему интерес к материалу, предлагается отнестись к вышеизложенному критически: скорректировать под свою специфику содержание контрольных процедур, а при необходимости – дополнить их состав.

Департамент аудита и консалтинга 

Компания «Первый БИТ» («1С: Бухучет и Торговля») 

Центральный офис (г. Москва)

audit@1cbit.ru


Обсудить на форуме