Наши сайты

ОПРОС

  1. Кто, на Ваш взгляд, должен оплачивать убытки фирмы за неправомерно блокированные счета:

Новости

Фабрика идей

Бухгалтерский учет

Учет основных средств: семь основных ошибок

31.07.2012

Александр Пяткин

Я расскажу о тех ошибках, которые часто возникают в учете компаний и не сразу видны. Как правило, они обнаруживаются в ходе аудиторских проверок. А наиболее типичных из них можно запросто избежать. И начнем с самого часто обсуждаемого вида учета – учета основных средств.


ОШИБКА № 1 Не учитываются разные моменты начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете

Компания ставит на учет основное средство и начисляет амортизацию в бухгалтерском и налоговом учете. И зачастую возникает расхождение в двух видах учета, о котором компании забывают. Для целей налогового учета амортизацию можно начислять с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода объекта основных средств в эксплуатацию, а в бухгалтерском учете – за месяцем принятия к учету. Конечно, в 90 процентах случаев эти две даты совпадают. Но бывает, что основное средство закуплено, но не подключено. В бухгалтерском учете оно принимается на дебет счета 01. Но в налоговом учете начислять амортизацию по нему нельзя до тех пор, пока оборудование не начнет работать.

ОШИБКА № 2 Не учитываются основные средства до момента регистрации

Нередко компании покупают основные средства, которые требуют дополнительной регистрации. Например, медицинское оборудование, строительная техника, автотранспорт. И до тех пор, пока техника не будет зарегистрирована в надлежащих инстанциях, ее не принимают к учету. Но это не верно. Принятие на учет данных ОС никак не связано с моментом их государственной регистрации. Единственное исключение – недвижимость. Принятие ее к учету действительно зависит от этого момента. Что же касается остальных основных средств, то они принимаются к учету с начала их фактического использования.

ОШИБКА № 3 Не верно оформляются документы, связанные с приобретением основных средств

До сих пор налоговики настаивают на том, что если компания производит какие-то расходы, связанные с приобретением основных средств, то эти затраты должны формировать стоимость купленных объектов. Причем инспекторы притягивают сюда любые расходы – командировочные, расходы на обучение работе с основным средством и т.д. Конечно, такой подход налоговиков достаточно предвзятый. Но компании сами могут обезопасить себя от подобных претензий. Достаточно повнимательнее составлять документы, связанные с приобретением основных средств. Например, снабженец компании направляется в командировку на закупку оборудования. Командировочное задание в этом случае лучше сформулировать не узко – «направляется для приобретения и доставки основного средства», а более широко. Скажем, добавить еще переговоры с поставщиками.

ОШИБКА № 4 Выбирается максимальный срок полезного использования

Часто компании подстраховываются и выбирают максимальный срок полезного использования основных средств из возможных. Например, по группе установлен срок от двух до трех лет, выбирают – три года, по группе – от трех до пяти лет, пять лет – соответственно. Но на самом деле компания вправе применить любой срок. Никаких вопросов или претензий со стороны налоговиков к ней не будет. А, выбрав минимальный срок, компания получит преимущества – сможет быстрее самортизировать основное средство, быстрее учесть расходы. Причем этот момент не обязательно прописывать в учетной политике компании.

ОШИБКА № 5 Не верно применяется амортизационная премия

Как правило, проблемы с амортизационной премией возникают тогда, когда она применяется там, где не должна. Например, нельзя применять амортизационную премию по основным средствам, которые получены безвозмездно. Бывает, что учредитель отдает в компанию какое-либо оборудование. Амортизировать его можно, а применить премию – нет. Тоже касается и неотделимых улучшений, произведенных на арендованных объектах. Налоговики возражают против применения амортизационной премии, так как они не являются собственностью налогоплательщика. Та же негативная позиция у инспекторов и в отношении имущества, полученного в лизинг. Конечно, есть решения арбитражных судов в пользу компаний по данному вопросу. Но не все готовы судиться. Та же логика налоговых инспекторов прослеживается и в отношении вклада в уставный капитал в виде основного средства. Они считают, что и в этом случае не применяется амортизационная премия.

ОШИБКА № 6 В расходы включается стоимость выведенных из эксплуатации, но не ликвидированных ОС

Для исчисления налога на прибыль компании включают во внереализационные расходы остаточную стоимость ликвидируемого основного средства. И часто компании списывают в расходы ОС на момент выведения его из эксплуатации еще до составления акта ликвидации. Это ошибка. Затраты на ликвидацию и остаточную стоимость можно учесть в расходах после составления акта о списании объекта основных средств по форме № ОС-4, утвержденной постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7. Чиновники Минфина России напомнили об этом в письме от 16 ноября 2010 г. № 03-03-06/1/726. Несмотря на то, что в этой форме не отведено место под запись о том, каким образом уничтожено основное средство, я рекомендую внести ее туда. То есть за подписью комиссии по уничтожению ОС вносится фраза о том, что основное средство ликвидировано, например, путем разборки. Ведь если в акте будет просто написано, что ОС выбыло и акт подпишет бухгалтер, то такой документ не удостоверит факт ликвидации основного средства. Соответственно налоговая инспекция просто «снимет» эти расходы и доначислит налог на прибыль.

ОШИБКА № 7 Формируется резерв только под одно дорогостоящее основное средство

Статья 324 НК РФ позволяет создавать резерв на ремонт основных средств. Многие компании ошибочно выбирают какое-то одно дорогостоящее основное средство и формируют резерв на его ремонт. На самом деле отчисления в резерв на ремонт рассчитываются исходя из совокупной стоимости всех основных средств и нормативов отчислений. Нормативы утверждаются в учетной политике. А совокупная стоимость ОС определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию на начало налогового периода, в котором создается резерв. При расчете не учитывается стоимость арендованных и полученных в безвозмездное пользование ОС.



Обсудить на форуме