Наши сайты

ОПРОС

  1. Кто, на Ваш взгляд, должен оплачивать убытки фирмы за неправомерно блокированные счета:

Новости

Фабрика идей

Бухгалтерский учет

Что нужно помнить регистрируя обособленные подразделения

31.07.2012

Николай Кащеев

Так получилось, что мне приходится много работать с обособленными подразделениями. Для себя  я создал памятку, которая позволяет мне не забыть, что надо делать в различных ситуациях. Надеюсь, вам она тоже пригодится.

ШАГ 1 Выбор - филиал, представительство или иное обособленное подразделение

Для того, чтобы правильно создать обособленное подразделение сначала нужно определиться, что именно компания создает. Есть три варианта – филиал, представительство и иное обособленное подразделение.

Регистрация филиала и представительства проводится в одном порядке, а иной «обособки» совсем в другом. Правила установлены в статье 84 НК РФ.

И представительство, и филиал находятся вне места нахождения головного офиса. Представительство защищает интересы компании, а филиал – ведет деятельность основной компании или выполняет часть ее функции. http://spb-evacuator.ru/

Главное отличие филиала и представительства от иного обособленного подразделения в том, что запись о них занесена в учредительные документы компании. Об этом сказано в статье 55 Гражданского кодекса РФ. Так что если есть запись в уставе – значит это филиал или представительство, если нет – иное обособленное подразделение.

До того, как порядок регистрации «обособок» поменялся, компания подавала два комплекта документов. Первый сдавался в свою налоговую инспекцию, а второй – в ИФНС по месту нахождения филиала. Сейчас прядок значительно проще. Но нужно рассмотреть отдельно регистрацию филиала или представительства и регистрацию иного обособленного подразделения. Так как она проводится по-разному.

ШАГ 2А Регистрация филиала или представительства

Допустим, компания решила создать филиал или представительство. Значит первое, что ей предстоит сделать, это внести запись об «обособке» в устав и зарегистрировать эти изменения. Для этого в регистрационную ИФНС подается заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы. Это форма № Р13001, утверждена постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439. После этого информация о новом подразделении поступает в Единый государственный реестр юридических лиц. И на основании сведений, внесенных в реестр, налоговики самостоятельно ставят на налоговый учет новую «обособку». Именно такой порядок прописан в пункте 3 статьи 83 НК РФ .

Таким образом, достаточно зарегистрировать изменения в уставе, как меняются данные в ЕГРЮЛ и по адресу новой «обособки» инспекция сама ставит на учет подразделение. В этом случае никаких дополнительных сообщений или заявлений в местную налоговую подавать не нужно. Разве только сообщение о выборе места учета, если регистрируется несколько подразделений.

СМЕНА АДРЕСА Если потребуется изменить сведения об «обособке», например, ее адрес, то схема действий такая же, как на рисунке 1. Компания подаст в регистрирующую ИФНС заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений по форме № Р14001, утвержденной постановлением Правительства РФ № 439. И оттуда новые данные поступят в ту инспекцию, где состоит на учете «обособка».

ШАГ 2Б Постановка на учет иного обособленного подразделения

Но если компания создает не филиал или представительство, а иное обособленное подразделение, то в течение месяца ей нужно сообщить об этом в свою налоговую инспекцию. То есть в ту, в которой состоит на учете головной офис. Такой порядок прописан в пункте 4 статьи 83 НК РФ.

Сообщение подается по форме № С-09-3-1, которую рекомендовала ФНС России в письме от 3 сентября 2010 г. № МН-37-6/10623@. После получения этого сообщения налоговая по месту нахождения «обособки», сама должна поставить ее на учет в течение пяти дней. Информацию перешлет инспекция, которая получила сообщение от головного офиса.

Здесь важно отметить еще одно изменение в статье 83 НК РФ. Раньше можно было не ставить на налоговый учет отдельно «обособку», если по месту ее нахождения компания уже состоит на налоговом учете. Например, из-за того, что там зарегистрирована недвижимость. Теперь же, после получения сообщения о создании такого подразделения, налоговики все равно должны поставить его на учет.

Допустим, компания построила цех, зарегистрировала эту недвижимость и по месту нахождения стала платить налог на имущество. Через какое-то время она решила в цеху создать обособленное подразделение. Раньше достаточно было только проинформировать свою налоговую о том, что у компании образовалась «обособка» по такому-то адресу. Ставить ее на учет не нужно было, так как компания уже состояла на учете по другому основанию. Но теперь по пункту 1 статьи 83 НК РФ требуется ставить на налоговый учет каждое свое обособленное подразделение, без исключений.

СМЕНА АДРЕСА Если потребуется изменить сведения об «обособке», например, ее адрес, то схема действий такая же, как на рисунке 2. Компания подаст в «свою» ИФНС сообщение по той же форме, что и при создании – форма № С-09-3-1. Только срок не месяц, а всего три дня.

Очень часто спрашивают, о каких конкретно изменениях нужно сообщать в налоговую. Поэтому я захватил с собой эту форму № С-09-3-1 и хочу обратить ваше внимание на ее второй лист. На нем предусмотрены три окошка, в которых нужно поставить соответствующие галочки, если изменилось: место нахождения, наименование или сведения о руководителе. Это ответ на вопрос. Значит, если что-то из этих трех пунктов поменялось, то в течение трех дней нужно подать сообщение в ту налоговую инспекцию, в которой состоит на учете головной офис. Не «обособка».

Скажем «обособка» переехала. Сообщение подано в ИФНС головной организации. Дальше в течение пяти дней сведения передаются в налоговую инспекцию, где стоит на учете филиал. Там его снимают с налогового учета и передают сведения в другую инспекцию – по новому месту нахождения. И снова ставят на налоговый учет. Честно говоря, я не верю в то, что в ближайшее время налоговики будут соблюдать эти сроки. Потому что внутренний обмен информацией у них пока налажен плохо.

ШАГ 3 Уведомление налоговой инспекции о выборе места учета

Если компания открывает несколько обособленных подразделений (не важно филиалов или иных «обособок») в одном муниципальном образовании или в Москве или Санкт-Петербурге, но на территориях разных налоговых инспекций, то все «обособки» можно поставить на учет в одной налоговой. Об этом сказано в пункте 4 статьи 83. В этом случае к пакету документов на регистрацию «обособки» добавится еще и уведомление о выборе инспекции для учета нескольких обособленных подразделений. Его нужно предоставить в ту инспекцию, в которой на учете будут стоять все «обособки» в течение месяца со дня их создания. Оно подается по форме № 1-6-Учет, рекомендованной письмом ФНС России № МН-37-6/10623@. Если открывается несколько филиалов или представительств, а их, как мы помним, ставят на учет сами налоговики, в свою инспекцию надо подать только лишь уведомление о выборе места их учета.

ШАГ 4 Ликвидация обособленного подразделения

При ликвидации любых обособленных подразделений порядок уведомления о ней инспекции единый и простой.

В свою налоговую инспекцию компания сообщает о ликвидации обособленного подразделения, отправив сообщение по форме № С-09-3-2, рекомендованной ФНС России в письме № МН-37-6/10623@. Срок для отправки сообщения – 3 дня. Причем, закрывая филиал или представительство, три дня отсчитываются со дня принятия решения о ликвидации. А при закрытии иного обособленного подразделения три дня нужно считать с даты фактического прекращения работы через «обособку».

Ликвидируя филиал или представительство, компания должна кроме сообщения еще и зарегистрировать изменения в учредительных документах.

Таким образом, первый этап ликвидации почти одинаков для филиалов, представительств и иных «обособок».

Но затем порядок опять различается. Если компания закрывает филиал или представительство, то снятие с учета проводится на основании изменений сведений в ЕГРЮЛ, но не ранее даты окончания выездной проверки. И хотя налоговой инспекции отведены три дня на снятие филиала с учета, процесс может затянуться. Если в эти три дня ИФНС успела назначить выездную проверку, то до ее окончания «обособку» с учета не снимут. 

Иные обособленные подразделения налоговики снимают с учета по сообщению от головного офиса в течение десяти дней. Но опять-таки не раньше, чем будет завершена выездная проверка.



Обсудить на форуме